Неудачный маневр: Из-за чего украинцы гибнут на дорогах

По данным Патрульной полиции, в прошлом году на украинских дорогах произошло 160,6 тыс. ДТП, в которых погибло 3 454 человека. В основном аварийные ситуации возникали по вине водителей: они либо превышали скорость, либо нарушали правила маневрирования

Патрульная полиция отчиталась об очередном увеличении количества ДТП на дорогах: в сравнении с 2018-м, в 2019 году число инцидентов возросло почти на 10 тыс. За прошедший год аварии унесли жизни почти 3,5 тыс. человек и стали причиной увечий и травм еще 34,6 тыс.

«Увеличение количества ДТП связано в первую очередь с тем, что у государства до сих пор не сформирована эффективная политика по предотвращению аварийных ситуаций. Дело в том, что и статистика у нас, по сути, ведется неправильно: чаще всего причины ДТП и их виновники устанавливаются необъективно. Например, дорогу в неположенном месте перебегает пешеход, водитель должен резко тормозить или совершать маневр, и обвиняют в конце концов водителя. Так что статистике я бы вообще не доверял, так как она не отображает точной картины причин аварийности. Из-за этого государство просто не знает, с чем бороться, чтобы предотвратить рост ДТП, а соблюдение правил дорожного движения вовсе не гарантирует избежание аварий», — считает автоюрист Вадим Володарский.

Действительно, даже показатели смертности при ДТП от разных институций разительно отличаются. Например, в 2016 году ВОЗ подсчитала количество летальных исходов ДТП в 6 089 случаях, а Минздрав и Патрульная полиция предоставили другие данные: 4 809 и 3 410 погибших соответственно.

«Дело в том, что у всех этих институций существует разная методика подсчета смертности на дорогах. Например, полиция считает, сколько трупов было непосредственно на месте ДТП. В то же время если смертельно раненого пациента доставляют в больницу, и он умирает позже чем через 30 дней, то, согласно методике, ДТП не считают причиной его смерти. Во Всемирной организации здравоохранения наверняка существует методика, отличная от нашей», — размышляет Володарский.

Так, по нашим подсчетам, учитывая предоставленные полицейскими цифры, в прошлом году на 100 тыс. населения в Украине приходилось 8,2 погибших вследствие ДТП. Таким же образом каждые 3-5 лет уровень смертности на дорогах считает и ВОЗ, однако отталкиваться от этих данных как от объективных показателей не стоит: расчеты ведутся на основе устаревшей и неточной статистики демографического состояния страны, предоставленной Государственной службой статистики, которая не учитывает эмигрировавшее население. «Стоит отметить, что постоянное население за последние годы у нас в стране уменьшается, но при этом количество автомобилистов растет, о чем свидетельствует информация Главного сервисного центра. Поэтому и количество ДТП не снижается, а колеблется в пределах 1-2% ежегодно», — считает юридический эксперт по ДТП Александр Швец.

Год

Данные Патрульной полиции

Данные Института демографии и социальных исследований

2015

3 970

4 807

2016

3 410

4 687

2017

3 432

4 529

2018

3 350

3 936

 

Согласно отчетам полицейских, в прошлом году больше всего смертельных ДТП произошло из-за превышения скорости, выезда на «встречку», нарушения правил маневрирования и пьяного вождения. В общей сумме эти виды нарушений стали причиной 34% смертей на дорогах. При этом, по информации из доклада ВОЗ, самыми массовыми жертвами оказываются пешеходы: в 2018 году они составили 42% умерших вследствие ДТП.

В действительности смертность на дорогах в Украине даже выше 8-9 человек на 100 тыс. населения. Печальный показатель по меркам Европы: Украина в этом рейтинге занимает 6-е место. И главной причиной трагичного финала аварии является, по мнению медиков, не столько неразвитая дорожная инфраструктура, сколько отсутствие культуры безопасного вождения (с шлемами, детскими автокреслами и ремнями безопасности) и навыков оказания первой помощи, поскольку более 90% смертельно раненных участников ДТП не успевают доехать до больницы живыми.

Ксения Цивирко

112 Украина